Аниме (anime) (от англ. animation - анимация) - Анимированная манга. Раньше для обозначения рисованных мультфильмов использовался термин TV manga или manga eiga. Главное отличие аниме от мультипликации других стран - большая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, за счёт чего имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается от западной мультипликации также характерными стилистическими признаками. Иногда сюжет аниме расходится с сюжетом используемой манги и для полного понимания происходящего необходимо знание оригинала.
Манга (manga) - В 1814 известный японский художник Хокусаи создал книгу черно-белых эскизов, которые он назвал "MANGA" (непроизвольные эскизы). С тех пор мангой стали называть книги с сериями черно-белых рисунков тушью. "Роман в рисунках" был бы самым близким переводом слова манга, хотя они нисколько не похожи на романы в нашем понимании, и ни в коей мере несравнимы с западными комиксами. Манга охватывает очень широкий диапазон тем - от фантастики и приключений до спорта и кулинарии.
Ренга (renga) - "Последовательные рисунки". Другой вид графического повествования, в отличие от манга менее экономно использующий площадь страницы (часто только один рисунок на страницу), с малым количеством диалогов. Этим словом также называются рисунки, которыми обмениваются художники, постоянно дорисовывая что-то к рисунку другого.
Гэкига (gekiga) - Изначально это слово, переводящееся как "драма в картинках", было создано в середине XX века для отличения серьезных графических повествований для взрослых от детских комиксов, которые тогда обычно подразумевались под термином "манга". Признаки gekiga - строгое, реалистичное изображение персонажей и логичный литературный сюжет. Сейчас слово "гэкига" употребляется довольно редко, поскольку термин "манга" вобрал в себя его смысл.
Танкобон (tankoubon) - книга манги, буквально "Отдельный том". Такое издание обычно появляется после выхода манги в серии журналов и содержит сразу несколько серий. Большинство tankoubon выходят в мягкой обложке и содержат около 200 черно-белых страниц.
Kakioroshi - термин, описывающий мангу, вышедшую не в серии журналов, а сразу в виде полного издания tankoubon.
Yon-koma (4-koma) - короткая манга aka "gag strip", как правило, 4 кадра по вертикали. Часто встречается в газетах и журналах. Рисунок обычно сильно стилизован, часто юмористического содержания. Многие приемы 4-koma используются в полномерной манге.
Kodomo-manga (кодомо-манга) - детская манга. По большей части проста и непретенциозна, рассчитана на 6-11-летних. В этом жанре популярны истории с участием роботов и сказки в стиле фэнтэзи, которые, по западным меркам, содержат очень много насилия. Популярные манги этого жанра почти всегда выходят в виде аниме и сопровождаются выпуском различных игрушек, сувениров и другой сопутствующей продукции, пользующейся большим спросом.
Shoujo-manga (сёдзё-манга) - манга для девочек. Рассчитана на аудиторию в возрасте от 6 до 18 лет. Эта классификация не основана на особом стиле или художественных особенностях - если издатель считает, что манга понравится девочкам, то это уже является поводом отнести ее к shoujo-манге. Некоторые отличительные черты - в ней меньше действия, но больше романтических образов, атмосферы, настроения; также уделяется много внимания к деталям одежды, прически. Сейлор Мун является типичным примером "манги для девочек". Большинство художников shoujo-manga - женщины.
Shounen-manga (сёнен-манга) - Первые манга, получившие широкую известность были нацелены на shounen-аудиторию. В настоящее время этот жанр манга пользуется самой большой популярностью в Японии, причем не только среди юношей, но и среди взрослых и девушек-подростков.
Seinen-manga (сейнэн-манга) - Основные читатели 18-25 летние мужчины, хотя имеются поклонники и более старшего возраста. По сравнению с shounen-manga, которая предназначена для более молодых читателей, seinen-manga содержит больше секса и насилия, и при этом менее комична. Если сюжеты в подростковой манге - школа и спорт, то здесь события разворачиваются в мире служащих, студентов и безработных. Особенно популярны повествования на политические или корпоративные темы, но есть и seinen-manga оккультной и фантастической тематики.
Дзёсей (Josei) - манга, предназначенная для женщин старше 20 лет, в основном домохозяек и секретарш. Они занимают примерно ту же нишу, что и любовные романы на Западе.
Мангака (mangaka) - Любой, кто создает мангу, манга-художник. Обычно отвечает за раскадровку, наброски, разработку образов и руководит помощниками, контролируя их работу. Кроме того, большинство мангака сами придумывают истории и диалоги для своей манги, не прибегая к услугам gensakusha. В Японии многие мангака являются знаменитостями, популярность которых сопоставима с известностью режиссеров и писателей на Западе. Они получают высокую оплату за свой труд, особенно если их манга легла в основу аниме, или тиражируется другими способами.
Gensakusha - писатель, автор сценария для манги. Гонорар за готовую мангу обычно делится пополам между gensakusha и mangaka.
Сэйю (seiyuu) - актер/актриса, озвучивающие персонажей аниме. Сэйю не считаются группы или индивидуальные исполнители, приглашенные для записи музыкального сопровождения аниме.
Меха (mecha) - (сокращение от "mechanical" - механический) - сложные механизмы, оборудование и боевые машины в аниме/манге.
Токусацу (tokusatsu) - спецэффекты. Обычно так называются художественные (не анимационные) японские фильмы и сериалы (как правило, фантастические) с большим количеством спецэффектов. Классический и самый известный токусацу - "Годзилла" (Gojira). Многие токусацу последних десятилетий основаны на манге или аниме, иногда в них снимаются актеры, известные по озвучанию аниме. Естественно, это слово также используется для обозначения собственно спецэффектов в аниме и художественных фильмах.
Хэнсин (henshin) - превращение/трансформация персонажа/меха. Наиболее часто встречается в манге и аниме про девочек-волшебниц, например в "Card Captor Sakura" и "Sailormoon". Относится к тому моменту, когда персонаж переходит из обычного состояния в волшебное.
Опенинг, OP - Повторяющийся из серии в серию видеофрагмент, включающий основные титры (название, компания-производитель, ведущие создатели) и заставочную музыкальную композицию или песню, для написания и исполнения которой часто приглашают поп- и рок-звезд. Основная задача заставки - настраивать зрителя на просмотр сериала. Заставка может показываться либо в самом начале серии, либо после небольшого "завлекающего" фрагмента собственно серии. Как правило, заставка не меняется на протяжении всего сериала, однако возможны исключения (особенно в длинных сериалах).
Эндинг, ED - Повторяющийся из серии в серию видеофрагмент, включающий титры серии (актеры озвучания, автор сценария, аниматоры и так далее), и концовочную музыкальную композицию. Основная задача концовки - продемонстрировать имена создателей серии. Видеоряду концовки редко уделяется столь большое значение, как видеоряду опенинга, часто это просто последовательность стоп-кадров.
OST (Original Sound Track) - музыка, которая была написана специально для озвучки аниме, в том числе опенинга и эндинга. Выпуск аниме может сопровождаться выходом огромного числа CD с саундтреками.
BGM - сокращение от "Background Music". Музыка, играющая в аниме. В отличии от музыки в традиционной западной анимации, в аниме музыка может быть весьма сложной и иметь самостоятельную ценность.
Image album - Компакт-диск с "музыкой настроения" для какой-либо манги, (игры, романа и т.д.)
Омакэ (omake) - "дополнения, приложения". Небольшие, часто пародийные аниме или аниме-фрагменты, дополняющие сериал и использующие его персонажей и мир. Омакэ обычно включаются в релиз ТВ-сериала на видео и служат существенным поводом для покупки именно видеоверсии, даже если ТВ-версия уже отсмотрена. В отличие от собственно ТВ-сериала, предназначенного для широкой публики, омакэ обычно создаются в расчете на зрителя-отаку.
Идол, айдору - в японском шоу-бизнесе это не почетное звание, а профессия. Далеко не всякий коммерчески успешный артист является идолом, и наоборот. Идолы - это, в некотором смысле, актеры, 24 часа в сутки играющие "как бы себя" по тщательно продуманному имиджмейкерами сценарию, тогда как "обычные" артисты легко смывают имидж вместе с гримом. Идолы могут не иметь ни сильного голоса, ни абсолютного слуха, ни профессиональных актерских навыков, главное для них - обаяние и умение "держать улыбку" в любых обстоятельствах (впрочем, для этого ведь тоже требуются изрядные способности к лицедейству). И еще - покорность воле продюсера, поскольку их контракты фактически самое настоящее рабство.